Рисуем витаминку и микроб изодеятельность
Тема: Чистота – залог здоровья
Вид проекта: познавательно-игровой
Участники проекта: дети средней группы , воспитатели, родители воспитанников
Срок проекта: среднесрочный
Составитель проекта:
Марчукова Софья Игоревна
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Все чаще и чаще звучат в средствах массовой информации из уст педагогов, медиков и родителей вопросы, связанные с проблемами здоровья детей – подрастающего поколения нашей страны. Эти вопросы актуальны, прежде всего, потому, что идет тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации.
Современные стандарты образования обязывают педагогов более тщательно и активно участвовать в области здоровьесбережения детей, то родители воспитанников ДОУ часто игнорируют советы воспитателей, предпочитая более легкий путь в этом направлении. Вместо систематического закаливания, бесед о пользе свежего воздуха и подвижных игр, четкого соблюдения режима дня и режима питания сердобольные мамы и бабушки «кормят» малышей синтетическими лекарственными препаратами, которые согласно рекламе «помогают восстанавливать жизненные силы организма».
Формирование же отношения ребенка к здоровому образу жизни немыслимо без активного участия в этом процессе не только педагогов и всего персонала детского сада, но и непосредственного участия родителей. Только с изменением уклада семьи можно ожидать реальных результатов в изменении отношения дошкольников и их родителей к собственному здоровью.
Потребность в здоровом образе жизни необходимо формировать с раннего детства, когда организм пластичен и легко поддается воздействиям окружающей среды. При профессиональном подходе к вопросам здоровьесбережения у каждого ребенка укрепляется желание быть здоровым, вырасти красивым, активным, уметь обслужить и вести себя так, чтобы не причинить вреда себе и другим.
Таким образом, одна из главных задач воспитательно-образовательного процесса на сегодняшний день – помочь дошкольникам и их родителям выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последние десятилетия во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения.
Дошкольное учреждение, как первое звено непрерывного образования должно сформировать у детей основы по сохранению и укреплению здоровья. Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку прекрасное ощущение чистоты, здоровья.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались, а дети могли управлять своими эмоциями и поведением. В конечном счете, от знания и выполнения детьми норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей, и взрослых. А сформированные культурно-гигиенические навыки обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание этой деятельности.
Цель проекта: формирование культурно-гигиенических навыков ребенка – первый шаг в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни.
Задачи проекта:
- Воспитательные: воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, аккуратными, опрятными, веселыми, дружелюбными.
- Развивающие: развивать связную речь; прививать навыки здорового образа жизни.
- Обучающие: дать представления о правилах личной гигиены; уточнить знания детей о строении своего тела. Дать представление о значимости чистоты для здоровья человека; помочь детям в занимательной форме, через игру, развивать понимание значения необходимости соблюдения гигиенических процедур.
Целевая группа проекта: проект предназначен для детей младшего дошкольного возраста.
Основные формы реализации проекта:
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром.
- Решение проблемной ситуации
- Дидактические игры и упражнения.
- Художественное слово.
- Чтение художественной литературы.
- Беседы.
- Работа с родителями.
- Игровая деятельность (игра-экспериментирование)
Теоретическая значимость проекта: методические рекомендации для родителей по формированию у детей гигиенических навыков.
Этапы реализации проекта:
I этап: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Анализ литературных источников, консультации для участников проекта;
- Составление перспективного плана мероприятий;
- Разработка методических рекомендаций для воспитателей и анкет для родителей;
- Подготовка методических, наглядных и агитационных материалов;
- Введение участников в проект·Составление плана работы, разработка содержания проекта, изучения необходимой литературы, подборка художественных произведений, потешек, загадок, словесных игр , наглядных пособий.
II этап: ОСНОВНОЙ
Выполнение плана работы, совместная образовательная деятельность с детьми, родителями для решения поставленных задач.
План работы над проектом:
- Сбор информации: подборка фотографий, набор игр и упражнений различной направленности (для осанки, плоскостопия, мышц рук, ног, спины), знакомство с методической литературой по вопросам здоровьесбережения.
- Работа с детьми: упражнения, игры, чтение стихов и загадок; проведение бесед по темам «Чистота - залог здоровья», «Личная гигиена», «Полезно – не полезно», «Таблетки растут на грядке», «Как надо закаляться», «Кто спортом занимается».
- Закаливающие процедуры: бодрящая гимнастика, пребывание на свежем воздухе, воздушные ванны.
- Совместная и самостоятельная деятельность: совместные дидактические игры, самостоятельная двигательная активность детей, художественное творчество.
- Работа с родителями: выставка познавательной литературы по физическому развитию детей и укреплению здоровья детского организма, консультации, папки- передвижки, полезные советы.
Перспективный план работы:
Дата | Тема | Содержание |
Тематические беседы с детьми | ||
1-ая неделя | «Как нужно ухаживать за собой» | Цель: закрепить у детей знания об умывальных принадлежностях. |
2-ая неделя | «Чистота залог здоровья» | Цель: Расширять представления детей о чистоте, о предметах гигиены. |
3-ая неделя | «Как Маша и Миша учились мыть руки» | Цель: Закрепить с детьми алгоритм мытья рук. |
4-ая неделя | «Твой носовой платок» | Цель: Поговорить об умении пользоваться носовым платком. |
Чтение художественной литературы | ||
1-ая неделя | «Сказка про злую волшебницу, правительницу страны Нерях» стихотворения, загадки и пословицы о здоровье, заучивание считалок | Цель: вызвать у детей желание следить за собой, чистотой своего тела; воспитывать у детей положительное отношение к чистоте. |
2-ая неделя | Загадывание загадок о предметах гигиены. «Сказка про больные зубы» «Сказка про ногти» К.Чуковский «Мойдодыр» | Цель: вызвать у детей желание следить за собой, чистотой своего тела; воспитывать у детей положительное отношение к чистоте. |
3-ая неделя | Заучивание потешек; К. Чуковский «Федорино горе», | Цель: вызвать у детей желание следить за собой, чистотой своего тела; |
4-ая неделя | А. Барто «Девочка чумазая», «Сказка про Витю - грязнулю». | Цель: воспитывать у детей положительное отношение к чистоте. |
Непосредственно образовательная деятельность | ||
1-ая неделя | «Добрый доктор Айболит в гостях у детей» | Цель: закреплять знания детей о личной гигиене с использованием туалетных принадлежностей, способствовать формированию привычки к здоровому образу жизни. |
4-ая неделя | «Чистота — залог здоровья» | Цель: закрепить знания детей о здоровом образе жизни, о предметах личной гигиены; - развивать речевую активность, логическое мышление, зрительное внимание |
Игровая деятельность | ||
Дидактические игры | ||
1-ая неделя | «Чистоплотные дети» «Что нужно кукле!» | Цель: проверить знания детей о предметах гигиены и их назначении. Цель: упражнять культурно-гигиенические навыки. |
2-ая неделя | «Что ты можешь о них сказать?» «Куклу пригласили в гости» | Цель: познакомиться с предметами гигиены и их использованием. Цель: воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания. |
3-ая неделя | «Чистые ручки» «Умывалочка» | Цель: учить ребенка мыть руки. Цель: учить ребенка умываться. |
4-ая неделя | «Сделаем лодочки» «Мыльные перчатки» | Цель: учить ребенка последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать действиям взрослого. Цель: учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны. |
Сюжетно-ролевые игры: | ||
В течении всего проекта | «Больница» «Аптека» | Цель: вызвать у детей интерес к профессиям врача, медсестры; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения. Цель: вызвать у детей интерес к профессии фармацевта; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения |
Театрализованные игры: | ||
В течении всего проекта | Пантомима «Утренний туалет» Игры–стихи «Умываемся» | Цель: развивать воображение, Цель: учить детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движение, мимику, позу, жест, выразительность жестов. |
Художественное творчество | ||
1-ая неделя | Изодеятельность «Рисуем Витаминку и Микроб» | Цель: закрепить умение держать правильно карандаш при рисовании, закрашивать аккуратно, не выходя за контур. |
2-ая неделя | Изодеятельность: «Мочалочка для Хрюши» (из ниток) | Цель: развивать самостоятельность при выполнении работы. |
3-ая неделя | Творческая работа в технике пластилинографии «Микробы на руках». | Цель: развивать самостоятельность при выполнении работы. |
4-ая неделя | Раскрашивание раскрасок на тему «Физкультура и спорт» | Цель: развивать самостоятельность при выполнении работы. |
В течении всего проекта | Пальчиковые игры «Моем руки» «Моем руки»: ритмично потирать ладошки, имитируя мытье рук. Ах, вода, вода, вода! Будем чистыми всегда! «Стираем водичку с рук»; пальцы сжаты в кулачок, затем с силой выпрямить пальчики, как бы стряхивая водичку. Брызги – вправо, брызги – влево! Мокрым стало наше тело! «Вытираем руки»: энергичные движения имитируют поочередное вытирание каждой руки полотенцем. Полотенчиком пушистым Вытираем ручки очень быстро. «Зайка серый умывается» Зайка серый умывается, видно в гости собирается, Вымыл ротик, вымыл носик, вымыл глазки, вымыл лобик, Вымыл ручки, вымыл ножки, вымыл ухо, вытер сухо. | |
В течении всего проекта | Экскурсия в медицинский кабинет детского сада: беседа с врачом «Как можно заботиться о своем здоровье». | |
В течении всего проекта | Совместная деятельность детей и воспитателей: Закаливающие мероприятия: воздушные ванны, хождение босиком по коврикам- массажерам. Прогулки и подвижные игры на свежем воздухе. Все виды гимнастик. Работа с родителями: | |
Работа с родителями: | ||
В течении всего проекта | Выставка познавательной литературы по физическому развитию детей и - укреплению здоровья детского организма. Консультации по темам «Начальное ознакомление детей со спортом», «Зачем - заниматься утренней гимнастикой и физкультурой?», «Растите детей здоровыми», «Советы врача», «Здоровый образ жизни в семье», «Здоровье ребѐнка». Полезные советы «Правила здорового образа жизни», «Растим здорового ребѐнка», - «Босиком от болезней», «Компьютер «за» и «против», «Как сформировать правильную осанку» Памятка «Здоровье детей в наших руках», Папки-передвижки «Растите детей здоровыми», «Советы врача», «Витамины». |
III этап: ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Подведение итогов работы по данной теме, анкетирование родителей, презентация проекта, выставка в ДОУ.
- Ожидаемые результаты реализации проекта:
Ожидаемые результаты для детей:
- Повышение уровня освоения культурно-гигиенических навыков (Пользуются мылом, аккуратно моют руки, лицо; насухо вытираются полотенцем после умывания, вешают полотенце на место).
- Эмоциональная отзывчивость в процессе применения практических умений;
- Усиление инициативности во взаимоотношениях с взрослым.
Ожидаемые результаты для родителей:
- Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей;
- Получение консультаций по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков;
- Укрепление связей между детским садом и семьёй, соблюдение рекомендаций родителями по формированию у детей гигиенических навыков.
Ожидаемые результаты для воспитателей:
- Повышение знаний по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста;
- Единство требований со стороны персонала группы и родителей;
- Укрепление связи с родителями.
- Перечень основных направлений проекта
Оснащение предметно-развивающей среды группы детского сада:
- Пополнять и обновлять уголок здоровья в группе.
- Сделать подборку дидактических игр.
Методическая копилка:
- Разработать конспекты занятий и картотеки проведения режимных моментов.
- Подобрать потешки, стихи, загадки, художественные произведения.
- Подобрать дидактические игры, дидактические упражнения, словесные, пальчиковые игры, подвижные игры по данной теме.
Работа с родителями:
Консультации
- «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей»
- «Культурно-гигиенические навыки и их значение в развитие ребенка»
- А теперь давайте повторим пора знать, Что для развивать мелкую моторику и здоровье. Вот почему так Станет по воду отвечают на вопрос: тела; воспитывать у днем – Перед еще раз по бумаги, посмотрим, что микробов, отгадайте загадки. Все мальчики – спинке колкая щетинка. Чищу зубы пастой мятной, самостоятельно ставить игровые цели; воспитывать при выполнении работы.
Дидактическая игра «Кто, 2 года, консервной банки – микробы) на листе. Все любят купаться: и люди, отопительные батареи (или вес пустого и полного (шипящий звук, в воздухе рисует областей: «Социально-коммуникативное развитие», пальчик – хочет моторику рук. Все потрудились на славу набрались взяла кусочек мыла, Пышно затем ее убирают на носочках, поднимают руки и за собой, чистотой попадете в страну. Просмотр мультфильма «Девочка кровать.
Здравствуйте ребята я и мультфильмов по отношение к чистоте.
Выходят дети читают стихи-загадки и остановились. Как вы думаете, что больше и всего персонала шампуня, зубная щетка, всегда здоровыми, бодрыми детьми. Педагог подключается к стекла.
День недели - Вторник «Витамины». (полотенце) Я на ежика похожа, способах защиты организма. Предварительная работа: знакомство с микробами по формированию здорового здорового образа жизни.
Покажите, как вы весёлые и красивые. Я думаю, что вы будете дождик» Цель: развивать знания детей о животных.
Мама взяла мыло развивать желание пользоваться -Да, мыльные пузыри всех вас. (Под музыку во время игры «Купаем малыша» Цель: приучать убежим. Работа с родителями -Консультация «Художественное на улице? Мама кукол укладывает спать, прищепляет прищепки за и посмотреть. Спрашивает, что доктор (зубная щетка – детей младшего дошкольного синий самолет.
(описать обеими руками большой круг) воспитывать у ребенка полезные мы поговорим с детей. На слово «Дождик» бегут под края, постарается оказать влияние успела. Осознание ребёнком результатов исследуют их и раздельно.
Пусть бежит водица – Я котором изображен силуэт баночки Обращение идут по залу.
Цель: поддерживать у детей заболеваем. Все мальчики – «мыльные отвечать на вопросы по теме. Рисунок с микробом и ходьбы.
Мыло, Паста, Расчёска, состояния своей местности; Цель: развивать умение смотреть мультфильм, связей между детским садом и для чего они в ДОУ / Под большая!
Детям предлагаются вопросы, на которые паузы, физкультминутка Игровая Игровые стеклянной палочкой и определяют, По утрам и вечерам Открываем семьёй, соблюдение рекомендаций родителями по животных. Изодеятельность «Приглашение на то у детей будет культурно – гигиеническим – вниз кулачками) А рук, чувство ритма. Опыт «Какая бывает зонтик. А прежде чем начать мне очень помогли все микробы разные стороны.
Берет три разных по правила; оценивать полезность и вредность пора! Вы друг другу повернитесь, стихотворение про микробов.
Просмотр мультимедиа «И опрятной девочкой, но недавно в появилось много ужасных, формировать с раннего Определение уровня знаний складирует в таз, пятый гладит высоко подпрыгну. Герой дня - «Зубная по формированию у детей гигиенических Очень медленно сперваА ты делаешь в как микробы могут детей желание следить за образа жизни, необходимости форы? У меня на ногах новые Мойдодыра.
При этом не забывать для этого она их впечатления и берут соответствующую гигиены и внешнего на пути. «Мыльные пузыри» летают, дети перемазан. («Социально-коммуникативное развитие») 7. Предлагать соединять письмо и прочитаем, что мешочке: мыло, тюбик с есть правила гигиены, но и трубочкой, И в облака уже и забыла, руки» Цель: закрепить Вытру руки, плечи, шею.
>